Эдэльвен (back_to_elfing) wrote,
Эдэльвен
back_to_elfing

Раздербанила себе в планируемый задачник для младших школьников найденную в интернете методическую разработку по теме: "Развитие логического мышления в начальной школе" некой Евсеенковой Н.В. Некоторые задания изменены.

К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.

Различают три основных вида мышления:
- Предметно-действенное (наглядно-действенное).
- Наглядно-образное.
- Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними.
В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Это важнейшие мыслительные операции.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
В основе обобщения лежит абстракция.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три.

Подведение математической задачи под уже известный класс, выделения корня в родственных словах, краткий (выделение только главного) пересказ текста, деление его на части, выбор заглавия для отрывка и т.п. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.


Задание 1.
"Показывая предмет (кубик, мяч, карандаш, яблоко, линейку, и т. д.), я предлагала назвать признаки (свойства) предмета. Дети называли 2-3 признака, а дальше испытывали затруднение. Тогда я предлагала сравнить данный предмет (кубик) с группой других предметов (яблоко, вата, стекло, гирька). ... Для закрепления данного навыка использовала игру «Узнай предмет»" (по-нашему - Крокодил).
[Можно использовать] серию заданий «Одинаковое, разное у двух», «Одинаковое, разное у трех»...
Возможные примеры пар и троек (сочиняла для Юрика, 1 класс): карандаш и ручка, пакет сока и бутылка колы (и пакет молока 36 коп), лук и арбалет, гладиус и катана (и двуручный меч), негр и китаец, кольчуга и кираса (ох, чую, придётся к братцу Гектору за консультацией идти), одуванчик и дуб, молот и булава, яблоко и арбуз, ель и сосна, берёза и осина, осень весна, сани и телега, лошадь и верблюд.

Задание 2: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Игра (игроки, шахматы, теннис, правила наказания)

Задание 3: чем похожи числа:
7 и 71;
31 и 38
(я: 12 и 24, 13 и 24 и 35, 11 и 13 и 17)

Задание 4: Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.
Диктор – диктант
Перчатка – напёрсток
Пятница – пятёрка
Цирк - циркуль
Город - огород

Задание 5: продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом:
Урал, Кардильеры, …, …, …__________.
Волга, Кама, …, …, …___________.

Задание 6:
Из перечня слов выбрать города: Москва, Щукино, Ростов, Сторожевое, Усмань, Кремль, Жулебино.

Задание 7: даны числа:
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.
Раздели их на две группы:
а) четные;
б) нечетные.
К какой группе следует отнести числа:
16; 31; 42; 18; 37?

Задание 8:
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)
2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин).
3. В году... (24 месяца, 3 мес, 12 мес.,4 мес, 7 мес.).
4. Месяц зимы.. .(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец).
6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда).
7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник)
8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)
9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы)
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

Задание 9:
Одно слово лишнее, его следует исключить (возможно несколько вариантов ответа):
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка, папоротник.
2. Река, озеро, море, пруд.
3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, куб, квадрат.
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

Очень приветствуется: к любым из заданий добавлять свои варианта. Я это потом к детям применю (1 и 2 класс, максимум - 3й).
Tags: работа
Subscribe

  • Весеннее погулять.

    А меня Мишка Портной с квантов/фупма в Битцевский парк вытащил =) Хорошо живут, однако! У них там и пруды, и цветущие деревья, и чащоба под боком!

  • Мимоходом.

    Вот и спрашивается: зачем я мучаю себя вылавливанием постов в Богомерзком, если Антрекот нормально и последовательно, да ещё и с более интересными…

  • Обновка

    Купила светодиодную люстру с пультом. КАК ЖЕ ЭТО УДОБНО!!! Т.е. пока что неудобно, потому что из-за неубираемого крюка мы её изрядно низко повесили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments